27.05.2011

Мастер-класс: Роспись бутылки в технике One Stroke.


Автор: Тарасенко Марина
Для всех желающих попытать свои силы в росписи.
Не знаю, можно ли назвать данный материал мастер-классом, ведь я сама еще только учусь.
Я попытаюсь здесь подробно описать, как я выполняю роспись в технике One_Stroke или "Двойной мазок".
Деревянной заготовки под рукой не случилось, поэтому предлагаю расписать стеклянную форму.
Итак, приступим. Прежде всего, определяемся с формой - это может быть интересная бутылка (я взяла из-под Мартини) или кружка, или тарелка. Сразу предупреждаю, краски непищевые, поэтому роспись не должна контактировать с продуктами.
Для первого раза лучше всего взять не бутылку или кружку, а плоское стекло, в крайнем случае - большую плоскую тарелку.
Дальше я обычно обвожу форму на альбомный лист, придумываю рисунок и вписываю его карандашом в обведенную форму - на бумаге проще внести коррективы в эскиз, если захочется что-то изменить.
Я решила изобразить веточку с простыми цветочками и листиками.
Определяемся с материалами, которыми будем работать, а так же с цветовой гаммой. Я выбрала краски по стеклу и керамике Decola и плоские синтетические кисточки № 12 для цветов и крупных листьев, и №10 для мелких листочков. Цвета красок, надеюсь, видно на фото.
Небольшое отступление - для "пробы пера" лучше взять кисточку пошире - №14, №16 или №18, чтобы лучше получился переход цвета.
Белая краска Decola довольно прозрачная, чтобы получить достаточную укрывистость, я смешиваю ее с Белилами титановыми (у меня марки Ладога).
Пока речь идет о красках, сразу скажу, что не люблю краски и контуры марки "Гамма", мне не нравится их качество. Чуть лучше "Томь". Еще больше понравились "Ладога". Но лучше "Ладоги", на мой взгляд, по стеклу и керамике - Decola (обжигаемые, не требуют покрытия лаком, но боятся абразивных материалов), под лак - Olki или FolkArt (жаль только, что в Новосибе эта марка не продается, надо выписывать по и-нету, а это время).
Помимо всего выше названного нам еще потребуется палитра, на которой мы будем набирать краску на кисточку, и тряпочка, о которую мы будем вытирать кисточки (лучше х/б, какую не жалко, у меня она лежит на колене в правом нижнем углу фото). Пару слов о палитре - я покупала в магазине пластмассовую, но она красится от акриловых красок. Поэтому вместо палитры я использую плоскую тарелку.
Ну и конечно нам потребуется емкость с водой, чтобы мыть кисточку. Это фото было сделано несколько позже, поэтому эскизы уже "раскрашены", прошу не обращать на этот момент внимания.
Еще немного о палитре: можно выдавить краску и делать мазки (см.ниже) на одной палитре (тарелке, стекле), а можно на разных. Я взяла блистер (упаковку от чего-то - картонная сторона оторвана, а пластиковую вполне можно использовать под краску, в крайнем случае выкинуть не жалко) - справа на фото, и тарелку - в левом верхнем углу. На блистер выдавила краску, а на тарелке набивала краску на кисточку. Удобно тем, что когда на тарелке не останется места, ее можно помыть и использовать по-новой, не боясь смыть не полностью использованную краску.
Акриловая краска очень быстро сохнет, поэтому выдавливать ее на палитру лучше маленькими порциями и только те цвета, которые будете использовать непосредственно сейчас.
Берем кисточку (у меня №12) и макаем ее одной стороной в один цвет (у меня красный)...
... а другой стороной в контрастный цвет (например, белый). Чем контрастнее цвета, тем интереснее результат.
Теперь надо сделать несколько мазков по палитре вперед-назад, чтобы получился плавный переход от белого к красному.
Например так.
На чистую кисточку возможно придется набирать краску и делать мазки по палитре несколько раз. Иначе кисточка окажется полусухая, и выписать элемент не удастся.
Далее "настоящие волшебники" расписывают выбранную форму. Но я "только учусь", поэтому сначала расписываю карандашный эскиз на бумаге. Причем, если предполагается фон, отличный от белого или прозрачного, то на бумаге его обязательно надо сделать. А потом уже выполнять роспись (здесь я поленилась, надо было сделать зеленый фон, т.к. бутылка зеленая). Что это дает?
1. Проверяется сочетание выбранных цветов.
2. Лишний раз тренируюсь в написании элементов.
3. Могу проверить варианты окончательной отделки рисунка.При необходимости делаю несколько "бумажных" вариантов, чтобы выбрать наиболее удачный.

Кстати, на фото №3 видно, что я выбирала между бело-розовым и бело-синим вариантом цветов, а также между бело-зеленым и желто-зеленым вариантом листьев. Мне больше понравились бело-розовые цветы и желто-зеленые листья. Поскольку рисунок довольно простой, я не стала полностью прорисовывать весь эскиз.
На этом фото не очень понятно, но кисть при росписи надо держать не как ручку, а вертикально. Т.е. кончик рукоятки кисточки смотрит в потолок, а не в сторону. По началу это конечно не удобно, и рука деревенеет. И все-таки надо стремиться к такому положению кисточки, иначе движения руки будут скованы, и роспись может не получиться.
И еще такой момент - поскольку бумага более гигроскопична, чем стекло или деревянная поверхность, краска на кисти быстрее "кончается".
Попробую объяснить, как выполняется лепесток цветка. Намечается угол, обозначающий края лепестка - я сделала карандашом (чтобы было видно), но можно это сделать и кончиком кисти. После этого кончик кисти ставится на одну сторону лепестка, не забываем держать кисть вертикально...
Затем кисточка немного прижимается к бумаге и описывает дугу ко второй стороне лепестка. При этом одна сторона кисточки (на фото - с белой краской) остается почти на месте.
Когда кисточка достигнет второй стороны лепестка, она опять должна занять вертикальное положение. Тогда при отрыве кисточки от работы не получится грязи.
Если краски на кисточке слишком много, лучше кисточку прополоскать и набрать краску еще раз.
В зависимости от того, вокруг какого угла кисти Вы будете поворачивать кисточку, лепесток может получиться с темной серединкой и светлыми краями, или наоборот. Белая краска на белом фоне - это конечно не очень наглядно, но надеюсь, что на фото все же понятно.
А в это же время на соседнем кресле наш усатый и хвостатый (и еще ушастый) помощник внимательно изучает все красочное многообразие... и, кажется, уже определился с выбором цвета...
Наконец все "прикидки" и "примерки" закончены. Приступаем к росписи выбранного предмета.
Поскольку рисунок простой, я начинаю с выполнения "основных" элементов росписи - это 2 раскрытых цветка и один - "вид сбоку". При выполнении лепестков я "прокручиваю" кисточку вокруг стороны с красным цветом. Цветы получаются с темной серединкой и светлыми лепестками.
Ну вот! Рука дрогнула, и один лепесток получился больше остальных... Можно было стереть (только делать это сразу, пока краска не высохла), но я решила оставить так.
Теперь рисуем половинку распустившегося цветка. Я решила, что боковые лепестки будут как бы на заднем плане, поэтому нарисовала сначала их...
... а затем средний лепесток.
Веточки выполняем торцом кисти, почти без нажима.
Здесь хорошо видно, что кисточка расположена перпендикулярно расписываемой поверхности, и нажима почти нет.
Здесь я "не справилась с управлением" и мазанула белым мимо веточки. Решила не исправлять - позже закрою листьями.
Еще один прием, используемый в росписи - торцом кисти можно поставить аккуратные точки или маленькие круги.
Используем его для создания ягодок.
Вот, как-то так....
Аналогично сделаем серединки цветов.
Теперь набираем на кисть зеленую и желтую краски и начинаем выполнять листья. Начинаем с крупных.
К сожалению, не засняли выполнение листика, поэтому попробую объяснить "на пальцах". Представьте себе ромб. У него 4 грани - левая нижняя, левая верхняя, правая нижняя и правая верхняя. Левая нижняя грань будет началом листика, а правая верхняя - его окончанием. Ставим кисть на левую нижнюю грань воображаемого ромба, затем прижимаем ее вправо (чем крупнее лист, тем сильнее можно "положить" кисть вправо), затем ведем ее вверх и вправо к правой верхней стороне ромба, ослабляя нажим и поднимая кисть. Сделать все это надо одним движением, тогда листочки получаются очень живописно.
Не забудем выполнить чашелистики у цветка.
Заполняем свободное пространство мелкими листиками. Они выполняются так же, как большие, только берем кисточку №10 и нажим на нее может быть меньше.
Нарисуем вверху еще ягодки, чтобы уравновесить рисунок.
Берем в руки контуры (тоже Decola) - черный, белый, золотой, и выполняем окончательную отделку рисунка на свой вкус. На ягодках я поставила сначала черные, а затем белые точки, сердцевинки цветов оживила золотыми и черными точками. Поскольку листики почти слились с фоном, выделила их золотым контуром (более тонкий контур смотрелся бы лучше, но не получилось).
Вот что у нас вышло!
Чтобы закрепить рисунок на стекле, действую в соответствии с инструкцией на этикетки краски - просушить в течение 3-х дней, обжечь в духовке (не в микроволновке!) при температуре 60-70 градусов в течение 30 минут (и т.д.).
Как видите, огрехов в работе у меня пока много. Есть к чему стремиться. Не будем забывать также, что "количество переходит в качество". Хотелось бы больше времени уделять любимому занятию, но пока не получается.
В этом материале я специально не стала заострять внимание на выполнении отдельных элементов (в интернете можно найти и тренировочные карты от Донны Дьюбери, и видео), а постаралась дать описание, как я выполняю работу "от начала до конца". Надеюсь, что все было понятно. Если нет - пишите, что знаю - отвечу.
Может быть у кого-то есть поправки или дополнения - пожалуйста, добавляйте.
Хочу сказать для тех, кто сомневается в своих силах - чтобы научиться росписи, не обязательно иметь художественное образование (у меня его нет). Главное - желание, терпение (что-то получится сразу, а над чем-то придется долго корпеть) и настойчивость (не бросать, даже если что-то не получилось). Не сочтите за нравоучение!
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...